Doireann
Mutability
Книга Галины Бедненко «Старшие Арканы Таро. Теория и Практика» попала ко мне случайно, но я ей очень обрадовалась. Люблю психологический подход к Таро — персональные мифы, архетипы, социальные роли, символика с вековой историей... Жутко интересно и здорово!

Увы, оказалось не так здорово.

Собственно, первая проблема данной книги проистекает из масштабной задачи, поставленной в названии. Автор честно попытался в менее чем 300 стр. текста уместить все сразу: разные колоды, разные трактовки, разные традиции. Видимо, с тем расчетом, чтобы читатель мог сам выбрать то, что ему по сердцу.

В итоге книга превратилась в псевдоэнциклопедичный набор отрывков, каждый из которых напрочь вылетает из головы после прочтения следующего. Иногда эти очерки и вовсе напоминают какие-то записи в блоге, что ли: «Был период, когда я ощущала эту песню как нечто совершенно идентичное происходящему в моей душе». Похвально, но неинформативно.

Правда, ответ, почему так, дан самим автором в конце книги, где описывается методика прохождения Старших арканов: «Написание литературных или иных опусов на тему Старших арканов в их заданном порядке также оказывается подобием этого ритуального процесса. Так и эта книга стала его воплощением». Вот оно что, Михалыч (ц).

Первые девять арканов занимают около 55% обзора всех двадцати двух. Даже без особых математических изысканий понятно, насколько «подробно» расписаны остальные тринадцать. Последнему в списке Миру авторского внимания практически не досталось.

Текст сух и пересыщен канцеляристскими и просто не имеющими смысла конструкциями, например, об Иерофанте: «Вне профессиональных навыков введения в нужное состояние ощущения целостной связи себя с Универсумом».

К сожалению, это недостаток большинства обучающих книг, которые пишутся русскоязычными авторами. Видимо, срабатывает старая университетская традиция — писать так, чтобы было как можно менее понятно.

Что мне не понравилось отдельно, так это попытка дать обзор колоды Кроули. Отрывок цитаты, приведенной автором о карте Императора: «Она не такова, как Творческая энергия [путей] Алеф и Бет: карта Императора расположена ниже Бездны».

И думай что хочешь, видимо.

Да, в каких-то случаях символизм Таро Тота можно разгадать и с базовым набором знаний, но по большей части, если вы не понимаете его каббалистическую составляющую, для вас названия букв и термины — пустой звук. Тогда стоит либо ограничиться тем, что интуитивно понятно и новичку, либо методично пояснять каждый из процитированных терминов, ведь книга явно не была рассчитана на опытных гадателей. Об этом говорит хотя бы объясняющая сноска к слову «сигнификатор». В книге Галины Бедненко справки и примечания для Кроули сделаны без должного внимания, небрежно.

Личного анализа и авторских инсайтов книга содержит мало, скорее это унылое перечисление: в такой-то колоде этот аркан такой-то, в другой-то — другой-то.

Общий обзор архетипов достаточно неплох. Возможно, благодаря уместным, но часто занимающим почти весь отрывок цитатам Юнга. Ну и в принципе видно, что историческая тема и тема психологического мифа автору более близка, понятна и интересна.

Правдоподобность сведений в книге особых нареканий не вызывает, но нет аккуратности и последовательности в передаче имен и названий. Например, с легкой руки автора появляется Таро с героинями «Silver Moon». Колода с таким названием действительно существует, только никаких героинь там нет. Разумеется, речь идет об аниме Sailor Moon.

Отдельного слова заслуживают приключения Тюхе. Сначала мы читаем: «Впоследствии из богини плодородия и изобилия римская Фортуна превратилась в наследницу древнегреческой богини Тихэ». Парой страниц позже видим заголовок: «Ананке, Немезида, Тюхе и мойры». Дальше автор милостиво объясняет, что «Тюхе (или Тихэ), «случайность», стала богиней случая в греческой мифологии», и впоследствии называет эту богиню только Тюхе. Окей, теперь нам понятно, что Тихэ=Тюхе, но остается вопрос, зачем она сначала была Тихэ.= ) Почему объясняющая сноска прилеплена в середине? = )

Попытки автора вносить в описываемые жизненные ситуации психологический анализ провальны чуть менее, чем полностью: «Такое часто бывает в неразвившихся любовных отношениях — когда любовные отношения были возможны, но по каким-то причинам их развитие затормозилось или вовсе «заморозилось». Тогда пара застынет в своей вечной скульптуре... пока что-нибудь не отвалится, конечно».

Хорошее — современность, не косность подхода к Таро. Вот что Бедненко пишет о том, как меняются значения некоторых карт и приобретают новые свойства архетипы: «Когда умирают старые образы и принципы, нет смысла их удерживать».

Раздел о Старших арканах «в нашей жизни» более живой и интересный, но некоторым арканам уделено в нем буквально несколько строк, а большинства нет вовсе. В принципе, подход «когда нечего сказать — не пиши» мне импонирует, но в книге нет общего целого, чувствуется очерковость и набросочность. Это скорее набор картинок-впечатлений-мнений-отрывков, не связанных между собой.

Цитата из любимых Flёur заставила тепло улыбнуться. С другой стороны, вторая, третья цитата, а затем и четвертая заставили... пожать плечами. Я оставлю вопрос уместности за бортом. Во-первых, потому что для ассоциаций с арканами в текстах Flёur хоть и достаточно образности, но, на мой взгляд, мало истинной архетипичности (и это хорошо, иначе они не были бы настолько глубоко личными). Во-вторых, ну... автор поклонник, окей. Я вас прекрасно понимаю (ц). Как и поклонник, кстати, колод Махони-Уколова... Про их «Пражское Таро» и «Сказочное Таро» в книге написано очень много и далеко не всегда к месту.

Из приведенных в конце раскладов (та самая обещанная «практика») приглянулся только «Кот в сапогах». Я бы его попробовала, но у меня, как обнаружилось внезапно, абсолютно нет колод с кошачьим характером.


Подвести какой-то итог... сложно. Книга не без плюсов, но минусов гораздо больше, советовать её не хочется от слова совсем: новичкам она не подойдет, старичкам можно поизучать достаточно обширный список использованной литературы (вдруг попадется что-то новое/интересное) и этим ограничиться.






 

@темы: книги, грозный критикуй, История Д., Бедненко Г.Б., (c)